Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 19.11.2018, 17:16

МБДОУ №199

Меню сайта

Газета №4

В помощь воспитателю

Методика работы по формированию
звуковой культуры речи вне занятия

  Звуковая культура речи является составной частью  речевой культуры. Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие речь (звукопроизношение, дикция и т.д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры - речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

  Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха, который обеспечивает чёткое, ясное и правильное произношение всех звуков родного языка. Вслушиваясь в звучащие слова, играя с ними, дети развивают свой слух, укрепляют артикуляционный аппарат. Опираясь на слух, ребенок контролирует свою артикуляцию.

  Усвоение ребёнком звуковой стороны слова - сложный процесс, который можно условно разделить на такие этапы: вслушивание в звучание слова, различение и правильное произношение звуков, самостоятельное вычленение их из слова, анализ его звуковой и слоговой структуры, активные действия со словами (собственное рифмотворчество,  стихотворчество). Усвоение и совершенствование звуковой стороны языка происходит на основе общения ребёнка с окружающими в различных видах деятельности. Очень большое значение имеют такие формы работы, которые осуществляются вне занятия в удобное для воспитателя время. Таким образом, в календарном плане почти на каждый день предусматривается работа по звуковой культуре речи.

  Для воспитания звуковой культуры речи типичны такие методы, как дидактические игры («Чей домик?», «Оркестр»), подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»). Очень полезны дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т.п.). На столе воспитателя можно с помощью игрушек устроить инсценировку, по ходу которой повторяется учебный материал (звукосочетания, чистоговорки - песенки).

  Для формирования выразительности речи эффективны занятия по пересказу, заучиванию стихотворений. Отдельные элементы интонации, речевой слух и дыхание отрабатываются также и методом упражнений: заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровые упражнения типа «Подуем на пушинку» и др. Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет в работе разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей.

  Ведущим приемом является образец правильного произношения. Воспитатель должен подкреплять этот приём кратким или развёрнутым объяснением демонстрируемых качеств речи или движений артикуляционного аппарата («Вы слышите, что я не просто говорю слово со звуком «р», но специально выделяю этот звук, произношу его долго, протяжно: а-р-р-р-буз). При формировании фонематического слуха, звуко- и словопроизношения рекомендуется приём - утрированное (с подчёркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога). В младших группах часто используется образное называние звука или звукосочетания (ззз - песенка комара, туп-туп-туп - топает козлёнок). Показ и объяснение артикуляции в этих группах часто включается в игровой сюжет («Сказка Весёлого Язычка»). Активным приёмом является повторение.   Именно этот приём обеспечивает тренировку речедвигательного аппарата, так важную в формировании звуковой культуры речи. Особенно полезны негромкие проговаривания звуков небольшими подгруппами, когда дети могут прислушаться к ответам товарищей.

  Повышает качество ответов такой приём, как обоснование необходимости выполнить задание педагога. Оно даётся или в эмоционально-шутливой форме («Давай поучим индюка петь весёлую песенку!»), или в деловой («Надо крепко-крепко запомнить, как произносится слово шофё-ё-ёр, шофёры, а иначе говорить просто неграмотно, некрасиво - кому же хочется попасть в смешное положение?»)


  Примыкает к этому и другой приём – мотивировка задания, указание перед ответом ребёнка: «Мне кажется, колыбельная может получится у тебя очень хорошо. Ведь ты умеешь быть ласковым, заботливым».

  В случае ошибочных ответов возможны такие активные приёмы, основанные на имитации, как совместная(сопряжённая) речь ребёнка и воспитателя, а также отражённая речь (незамедлительное повторение ребёнком речи-образца). В свободно организуемых играх и упражнениях, к которым привлекаются как дети, не овладевшие каким-то умением, так и те, кто говорит правильно, чётко.

  Традиционны такие приёмы, как оценка ответа или действия и исправление. Но нельзя делать это слишком часто, назойливо, так как это нервирует ребёнка.
  В процессе работы над звуковой культурой речи уместны и наглядные приёмы – показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки. В играх и упражнениях часто фигурирует дополнительное оборудование - «волшебная» палочка для подачи сигнала к началу или окончанию ответа, фишки и другой раздаточный материал, служащий для обозначения звуковой структуры речи.

  Для формирования дикции у дошкольников можно использовать ряд игр на звукоподражание. Показывая образец произношения звукосочетания, воспитатель делает очень чёткие движения ртом, гласный звук слегка протягивает (но говорит его легко, неударно). Дети в сопряжённой и отражённой речи непроизвольно подражает речевой манере воспитателя. Например, в играх могут быть объединены такие звукоподражания: кря-кря (утка), пи-пи-пи (утята) и т.д. Для совершенствования дикции используются чисто- и скороговорки. Чистоговорка - ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения: «Собака Том сторожит дои», «Цу-чу-цу-чу-чу на ракете я лечу». Такие чистоговорки и скороговорки применимы в старших группах.

  Для работы над словопроизношением используются дидактические игры («Поручения», «Магазин», «Что это?»). При проведении их с малышами желательно сначала использовать такие игрушки, названия которых дети выговаривают легко (кубик, киска, зайчик и др.), а затем и более сложные. Трудные для произношения слова можно включать в такие игры, как «Угадай, что я сказала?», «Перекличка», «Телефон».

  Для закрепления ударения в косвенных падежах существительного можно предложить детям короткий дидактический рассказ (из 3-4 фраз), в который нужно вставить недостающие слова, например: мальчик гонит к пруду …(гуся), гусята идут вперевалочку за… (гусем) и т.д. Для повышения интереса детей к этим упражнениям использует игрушки, картинки, инсценировки с персонажами – игрушками.

  Важно приучать детей к речи среднего темпа, плавной, без лишних остановок. В этом воспитателю помогут индивидуально направленные приёмы: замечания («Я не поняла, что тебе дать, скажи помедленнее!»), сопряжённая речь («Давай вместе побаюкаем твою куклу: Баю-баю! Баю-бай! Спи, Танюша, засыпай!»). Лучший приём - проведение хороводов, подвижных игр с напевным текстом. В старших группах проводят тренировочные упражнения, развивающие гибкость голоса (проговаривание скороговорок, игры «Перекличка», «Ауканье», «Эхо»).  Очень эффективен приём – чтение в лицах (по ролям). Материалом могут служить короткие стихотворения, потешки, шутки: «Ножки, ножки, где вы были? - За грибами в лес ходили».

  Таким образом, работа по воспитанию звуковой культуры речи представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребёнка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно изжить.              
            


Игры для формирования правильного произношения
шипящих звуков


Тишина
Описание игры
. Водящий стоит у одной стены, а все остальные дети — у противоположной. Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему; при каждом неосторожном движении водящий издает предостерегающий звук ш-ш-ш, и нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего, сам становится водящим.

Лес шумит

Описание игры. Педагог вспоминает с детьми, как летом они ходили в лес и видели там высокие деревья, у них зеленые верхушки, веточек и листьев много. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: ш-ш-ш...
Педагог предлагает детям поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветер: ш-ш-ш...
Вариант. Педагог расставляет детей-«деревья» так, чтобы они могли свободно двигать руками. На слова «шуми ветерок» дети разводят руки в стороны и равномерно машут ими, одновременно произнося ш-ш-ш. Если воспитательница скажет: «Ветер веет», дети подражают шелесту ветра звуками ф-ф-ф-ф и еще быстрее машут руками.

Поезд
Описание игры. Дети становятся друг за другом – это вагоны. Впереди стоит паровоз. Дежурный (ведущий) дает свисток — поезд трогается. Дети двигаются с согнутыми в локтях руками, делают ими вращательные движения, подражая движению колес, и произносят: чу-чу-чу-чу...
Дав поезду немного проехать, ведущий поднимает желтый флажок — поезд замедляет ход. На красный — поезд останавливается. Затем ведущий снова поднимает желтый флажок — машинист дает сигнал. На зеленый — поезд трогается. Игра повторяется несколько раз.


<<Назад Стр 1 Стр 2 Стр 3 Стр 4 Стр 5 Стр 6 Далее>>

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск

Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz