Главная | Регистрация | Вход | RSS | Четверг, 25.04.2024, 00:59 |
МБДОУ №199 | |
Приветствую Вас Гость |
|
Газета №2Рукотворная газета для логопедов, педагогов и родителей методического объединения логопедов Кировского района города Кемерово Выпуск № 2, декабрь 2011 год 02.11.11 в МБДОУ № 103 проведён семинар – практикум для учителей-логопедов и воспитателей ДОУ по теме «Онтогенез формирования звукопроизношения у детей 3-5 летнего возраста. Функции учителя-логопеда и воспитателя в работе над формированием произношения» Семинар проводил учитель-логопед МБДОУ № 103 Чернякова Н.Е, участвовали воспитатели МБДОУ №103. Цель семинара – уточнить теоретические знания логопедов и воспитателей по теме «Онтогенез формирования звукопроизношения у детей 3-5 летнего возраста», обозначить функции учителя-логопеда и воспитателя в формировании звукопроизношения, обменяться опытом педагогических идей по теме. «Онтогенез формирования звукопроизношения у детей 3-5 летнего возраста» Четвертый год жизниСо стороны произношения отмечается появление многих звуков. Большинство детей правильно произносят такие трудные для усвоения звуки, как ы, э, х, приближают к норме и более четко произносят свистящие звуки, появляется звук ц (некоторые дети лишь приближают этот звук к норме и в 3 г. произносят его как тц или тс). У некоторых детей появляются звуки позднего онтогенеза (звуки ш, ж, ч, щ, л, р), но, как правило, большинство малышей еще не произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими твердыми свистящими: звук ш звуком с («суба» вместо шуба), ж — з («заба» вместо жаба), ч — ц («цасы» вместо часы), щ — с или съ («сенок» вместо щенок, «савель» вместо щавель). Сонорные звуки р, ръ, л дети заменяют звуком й или ль («йак», «ляк» вместо рак, «лека», «йодка» вместо река, лодка). С появлением у некоторых детей шипящих звуков наблюдается обратная замена, когда вновь появившиеся звуки произносятся и в тех словах, где их употребление неуместно, например там, где надо произносить свистящие звуки («капушта» вместо капуста, «клизовник» вместо крыжовник). Однако подобные замены чаще всего наблюдаются в новых словах, а в давно усвоенных ребенок может по-прежнему произносить вместо шипящих свистящие звуки. В многосложных словах, особенно со стечением нескольких согласных, малыши еще нередко пропускают звуки и слоги, переставляют их. Например, слово пожалуйста могут произносить как «пожаста», температура как «тематура». Постепенно к концу года дети преодолевают эти трудности и начинают сохранять слоговую структуру слова. Удлиняется выдох, малыши овладевают умением произносить гласные звуки а, у, и на одном выдохе в течение 3—4 с и более. В этом возрасте ребенок еще не всегда может управлять своим голосовым аппаратом, менять громкость, высоту голоса, темп речи. Иногда на вопросы взрослых, особенно посторонних, он отвечает очень тихо, хотя с близкими и родными говорит громко. Дети неплохо перенимают интонацию и правильно передают ее, подражая речи взрослых. Совершенствуется речевой слух ребенка. Несмотря на то, что малыш еще не может правильно произносить некоторые звуки, он подмечает неправильности в произношении и у своих сверстников, но еще не может осознать, в чем причина неправильного звукового оформления слов («лепа» — репа), хотя и легко различает на слух близкие по звучанию звукосочетания, слова («бии-бии» — гудит машина, «пии-пии» — пищит мышонок). К концу четвертого года произношение детей значительно улучшается, закрепляются свистящие звуки, начинают появляться шипящие, а у некоторых детей — звуки л, р. Однако у большинства дошкольников еще отмечаются различные несовершенства звукопроизношения (например, отсутствие шипящих, звуков л, р), что еще не является патологией в речевом развитии ребенка. В этом возрасте дети могут неправильно употреблять ударение, укорачивать многосложные слова. Пятый год жизни У четырехлетних детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в речь взрослого, ребенок пытается установить сходство в звучании слов и нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: Маша — каша, Миша — Гриша. Некоторые дети, фиксируя неправильности в произношении у своих сверстников, могут не замечать нарушений звучания собственной речи. Это говорит о недостаточно развитом самоконтроле. В этом возрасте у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырехстишия. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребенка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых. На пятом году достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает ребенку возможность осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для произношения сложных звуков. В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, звуки л, рь, р, отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя слоговую структуру. |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Конструктор сайтов - uCoz |